ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Режим работы: Пн-Сб с 09:00 до 21:00, выходной воскресенье
г. Красноярск, проспект Свободный 14
г.Красноярск, проспект Свободный, 14
Режим работы: Пн-Сб с 09-21.00, выходной воскресенье

Можно ли ставить малыша на ноги?

Родители малышей 6-7 месяцев часто задаются вопросом: не рано ли ставить ребенка на ножки и помогать ему ходить? В нашей студии массажа мы ежедневно видим, как малыши проходят все этапы развития – от первых попыток держать головку до уверенных шагов. Ниже мы подробно расскажем, когда ребенок естественно готов к вертикальному положению, почему не стоит торопиться с этим, и как вы можете помочь малышу окрепнуть с помощью массажа и гимнастики.

Естественные этапы развития: когда малыш готов встать?

Развитие опорно-двигательной системы ребенка происходит поэтапно. Малыш не встанет на ножки, пока его организм к этому не подготовится – природа всё предусмотрела. Прежде чем кроха начнет ходить, он проходит через ряд важных этапов моторного развития:

  • Удержание головы. В первые месяцы жизни малыш учится поднимать и удерживать головку, лежа на животе. К ~3 месяцам шейные мышцы достаточно крепнут, и ребенок уверенно поднимает голову и поворачивает ее, разглядывая мир вокруг.

  • Перевороты. Около 4–5 месяцев многие дети осваивают переворот со спины на живот, а чуть позже – с живота на спину. Эти простые, на первый взгляд, движения укрепляют мышцы спины, живота и шеи.

  • Сидение (с поддержкой и самостоятельно). Примерно с 6-7 месяцев ребенок пытается сесть – сперва с поддержкой (например, держась за мамины руки), а к ~7–8 месяцам некоторые малыши могут кратковременно сидеть самостоятельно. Сидя, ребенок учится балансировать и держать спинку прямо.

  • Ползание. В возрасте около 6–8 месяцев наступает фаза ползания. Сначала это может быть «ползание по-пластунски» – ребенок тянется вперед, лежа на животе. Затем он встает на четвереньки и начинает ползать на руках и коленях. Ползание прекрасно укрепляет весь мышечный корсет малыша – спину, плечи, ручки и ножки – и готовит его к вставанию.

  • Вставание с опорой. Получив достаточную силу в мышцах, примерно в 8–9 месяцев малыш пробует вставать, держась за опору (бортик кроватки, диван и т.д.). Сначала – встаёт с колен, потом может подтянуться на ножки. Долго стоять он еще не может, но эти попытки – признак зрелости опорно-двигательного аппарата.

  • Первые шаги. Лишь после всех этих стадий, ближе к 11–12 месяцам, ребенок обычно делает первые самостоятельные шаги. Диапазон нормы широк: кто-то пойдет в 10–11 месяцев, а кто-то ближе к 12–15 месяцев – это индивидуально. Главное, чтобы пройден путь подготовки: окрепли мышцы, сформировались необходимые изгибы позвоночника, суставы стали достаточно прочными.

Каждый малыш развивается в своем темпе, но последовательность этапов остается примерно одинаковой. Удержать голову, перевернуться, сесть, поползти – лишь пройдя эти шаги, ребенок будет готов встать на ножки и пойти. Если нарушить эту последовательность и попытаться «перепрыгнуть» через этап (например, сразу поставить кроху на ноги, минуя ползание), его организм может оказаться не готов к нагрузке.
Как отличить норму от патологии? Для этого ортопеды используют специальные показатели (например, угол отклонения пятки от оси голени). В домашних условиях родителям сложно точно измерить градусы, поэтому главный ориентир – внешний вид и поведение ребенка. Если стопы выглядят ровными, а малыш активно бегает и не жалуется – скорее всего, все в пределах нормы. Если же искривление заметно невооруженным глазом, прогрессирует или мешает ребенку – лучше показать малыша врачу. Далее рассмотрим, когда обычно появляется вальгус и какие признаки должны вас насторожить.

Почему не стоит ставить ребенка на ноги слишком рано?

Неопытным суставам и позвоночнику грудничка вредна преждевременная нагрузка. До определенного возраста кости малыша частично состоят из хрящевой ткани, связки и мышцы еще слабые. Если поставить младенца на ножки раньше времени, можно создать избыточное давление на несформированные структуры:

  • Тазобедренные суставы. Именно они испытывают основную нагрузку, когда ребенок стоит. В раннем возрасте вертлужная впадина и головка бедренной кости еще развиваются. Если пытаться ставить малыша, когда суставы незрелые, повышается риск их неправильного формирования или даже травмы. Особенно опасно раннее вставание для деток с признаками дисплазии тазобедренных суставов или рахита – сначала нужно устранить эти проблемы, и только потом давать нагрузку.

  • Позвоночник. В норме природой предусмотрено, что позвоночник постепенно готовится к вертикальной позе: сначала формируется шейный изгиб (когда малыш держит голову), затем грудной и поясничный (когда начинает сидеть и стоять). Если же слишком рано вертикализировать ребенка, позвоночник испытывает чрезмерное давление. Это чревато нарушением осанки в будущем. Как образно говорят педиатры, “чем позже случится вертикальная нагрузка на позвоночник, тем ровнее будет спинка”. Хотя каждый случай индивидуален, перенапрягать спину малыша явно не стоит.

  • Стопы и ножки. Ноги младенца не готовы выдерживать вес тела до определенного возраста. Ранняя опора на ножки может привести к деформациям стоп – свод стопы еще не окреп, связки под тяжестью тела могут растянуться неправильно. У детей с гипертонусом нередко наблюдается стремление вставать на цыпочки (на носочки) раньше времени. Такое “стояние на носочках” в 5-6  месяцев – не осознанный шаг, а проявление повышенного тонуса. Если позволять малышу долго стоять в таком положении, есть риск формирования неправильной постановки стоп. Специалисты предупреждают: при гипертонусе ребенок может пытаться встать, еще не умея сидеть, но слабые стопы и голеностоп не способны долго держать нагрузку, что грозит деформациями. Гипотонус (сниженный мышечный тонус) тоже проблематичен – у таких малышей мышцы слишком слабые, и преждевременное вставание грозит перерастяжением связок коленей и бедер.

Помимо непосредственной нагрузки на кости и мышцы, ранняя вертикализация может закрепить неправильные двигательные стереотипы. Если поставить малыша стоять, когда его тело еще не готово, он непроизвольно компенсирует слабость одних мышц перенапряжением других. Например, выгибает спинку дугой, подворачивает пальчики ног или перенапрягает плечики. Потом эти неверные позы будет сложнее исправить.

Врачи-ортопеды отмечают, что попытки форсировать навык ходьбы не ускоряют развитие, а скорее ведут к проблемам опорно-двигательного аппарата. Рано или поздно ребенок сам встанет и пойдет, когда его организм созреет для этого. А задача родителей – не мешать природному ходу событий и обеспечить безопасные условия для естественного развития.

Инициатива малыша vs. инициатива взрослых

Важно различать естественное стремление самого ребенка встать и попытки взрослых посадить или поставить его раньше времени. Многие родители замечают: малыш еще крохотный, а уже «упирается ножками», стоит у них на коленях, когда его держишь вертикально. Отсюда возникает соблазн почаще ставить ребенка, купить ходунки и т.п. Однако в большинстве случаев это вовсе не означает готовности ходить.

Дело в том, что у новорожденных есть врожденный шагательный рефлекс: если поддерживать малыша под мышками, он рефлекторно делает ножками «шаги» по ровной поверхности. Этот рефлекс присутствует до 2 месяцев, затем угасает. Таким образом, в 3–4 месяца ребенок может упираться ножками, но не осознает и не контролирует свои движения. Это не осознанное желание пойти, а работа рефлексов или проявление тонуса мышц.

Когда же настоящая готовность встать появляется? После 6–7 месяцев, особенно освоив ползание, многие малыши становятся очень активными и любознательными. Они могут хвататься за бортики, подтягиваться – словом, сами ищут возможность встать. Если ребенок самостоятельно пытается встать, держась за опору – значит, его тело, скорее всего, готово к кратковременной вертикальной позе. В этом случае задача родителей – убедиться, что вокруг безопасно (например, убрать острые уголки мебели) и при необходимости подстраховать малыша. Но даже тогда не стоит заставлять его ходить: пусть просто стоит у опоры сколько хочет, тренируя мышцы.

А вот инициатива взрослых «побыстрее научить» часто приносит вред. К распространенным ошибкам относятся:

  • Раннее присаживание. Это ситуация, когда ребенка, который еще не сел сам, пытаются посадить – подпирают подушками, держат в полусидячем положении и т.д. Такое часто делают из лучших побуждений – например, показать малышу мир вокруг. Но позвоночник и мышцы спины могут быть не готовы удерживать тело сидя. Избыточная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата искривлением осанки в будущем. Специалисты рекомендуют не сажать ребенка, пока он сам не научится этого делать или хотя бы не будет уверенно держать спинку с минимальной поддержкой. Не случайно большинство детей начинают сидеть ближе к 6 месяцам и позже – до этого их организм адаптируется постепенно.

  • Ходунки и прыгуны. Мнение ортопедов и неврологов однозначно: классические ходунки (каталка с сиденьем, в которой ребенок перемещается на колесиках) больше вредят, чем помогают. Да, малыш в ходунках может раньше начать перебирать ножками по дому, но цена – пропущенный этап ползания и неправильная нагрузка. В ходунках ребенок почти не ползает, а ведь ползание – чрезвычайно важный этап развития: оно формирует координацию между руками и ногами, тренирует равновесие, развивает мышцы спины. Кроме того, в ходунках ребенок зачастую двигается на носочках, привыкает к неправильной постановке стоп. Прыгунки (подвесные качели, где малыш пружинит ножками от пола) имеют схожие минусы: ранняя вертикализация без достаточного контроля со стороны ребенка. Современные врачи советуют по возможности отказаться от ходунков и им подобных устройств, либо отложить их использование до возраста близкого к году. Они скорее развлечения для мамы, чем реальная помощь малышу.

  • «Вождение» за ручки. Многие бабушки и родители пытаются водить малыша, держа его за руки или подмышки, еще до того как он сам начал ходить. К сожалению, такая практика может привести к нежелательным последствиям. Во-первых, ребенок в такой позиции наклоняется вперед, тянется вверх руками – у него напрягаются мышцы шеи и плеч, нарушается осанка. Во-вторых, опора на ножки идет неестественно, малыш может становиться на носочки или выворачивать ступни. В итоге формируется неправильная походка, и пользы для самостоятельного хождения мало – напротив, некоторые дети привыкают, что их поддерживают, и потом им сложнее пойти без помощи. Водить за ручки с поднятыми вверх руками ортопеды не рекомендуют вовсе. Если уж очень хочется помочь неугомонному крохе, лучше поддерживать его под грудь или под мышки, держа спинку ровно – но и эту помощь стоит оказывать лишь кратковременно и не раньше 10–11 месяцев.

Вывод: не опережайте желания самого малыша. Дайте ему возможность самому проявить готовность к новым навыкам. Задача родителей – обеспечивать условия и поддержку, но не форсировать. Как отметил известный педиатр, ребенок обязательно сядет, встанет и пойдет сам, когда будет к этому готов – при условии, что ему не мешают и не навязывают чужую инициативу. Терпение окупится: движения малыша будут более скоординированными, а тело – крепким и здоровым.

Как массаж и бобат-терапия помогают подготовить ребенка к вставанию

Хотя ускорять события прямым принуждением нельзя, помогать ребенку развиваться физически – нужно и важно. Различные телесные практики для грудничков (лечебный массаж, бобат-терапия и т.д.) как раз и нацелены на то, чтобы укрепить организм малыша, обучить его правильным движениям и рефлексам. Особенно это актуально, если у ребенка обнаружены какие-то отклонения: мышечная гипотония, гипертонус, небольшое отставание в моторике. Но и со здоровым малышом профилактические занятия принесут большую пользу.
Детский массаж – пожалуй, самый приятный и естественный способ помочь ребенку. Профессиональный массаж улучшает кровообращение, стимулирует работу нервной системы и способствует гармоничному физическому развитию. Массируя малыша, специалист может мягко снять излишнее напряжение в мышцах или, наоборот, слегка тонизировать ослабленные группы. Например, при гипертонусе массаж помогает расслабить ножки и ручки, уменьшить избыточное разгибание (то самое, из-за которого ребенок встает на носочки). А при гипотонии правильная массажная техника активирует нервные окончания, повышает мышечный тонус и побуждает малыша более активно двигаться. Кроме того, это отличный способ улучшить сон и аппетит крохи – расслабленный, довольный малыш лучше спит и кушает.

Бобат-терапия – особый метод нейро-развивающих занятий, который нередко применяется для деток с неврологическими проблемами (например, синдром ДЦП), но и для общего развития подходит отлично. Суть метода: помогать ребенку последовательно освоить все позы и движения, не пропуская этапы. Бобат-терапевты говорят: чтобы малыш пошел, он должен научиться держать голову, переворачиваться, ползать, сидеть – только преодолев базовые стадии, ребенок готов к следующему шагу. На занятиях малыша помещают в различные положения – на нестабильные поверхности, в разные позы – и тем самым стимулируют его мозг и тело искать новое равновесие. Проще говоря, ребенку показывают, как правильно двигаться, чтобы достичь цели (достать игрушку, встать у опоры и т.д.), если у него самого не получается. Даже для здоровых деток бобат-подход полезен: он учит с самого начала правильной технике движений. Вместо того чтобы, к примеру, тянуться за игрушкой прогибаясь и падая, малыш научится вставать на четвереньки, переставлять ручки – что укрепляет нужные мышцы. Такой игровой тренинг очень эффективно подготавливает тело крохи к самостоятельным попыткам встать и пойти.

Важно понимать: массаж и гимнастика не заставят ребенка пойти раньше времени, и это не их цель. Зато они создают условия, при которых малыш окрепнет физически, обретет уверенность в своих движениях. Когда придет время встать, он сделает это легко, с правильной осанкой и опорой на всю стопу. Телесные практики также помогают выявить и скорректировать малейшие отклонения: опытный специалист заметит, если какая-то группа мышц отстает в развитии, или есть проблемы с координацией, и адресно поработает с этим.

Практические советы для родителей

Как же поддержать малыша 3–10 месяцев в его развитии и подготовить к будущему вставанию? Вот несколько практических рекомендаций:

Поощряйте естественную активность. Малышу необходимы движения для развития – чем больше он шевелится, тем лучше тренируются мышцы и координация. С самого рождения выкладывайте ребенка на животик, это укрепляет спинку и шею. Поощряйте малыша тянуться ручками к игрушкам, переворачиваться самостоятельно. Особое внимание – ползанию. Ползание – важнейший этап развития ребенка, который укрепляет мышцы и формирует навык координации рук и ног. Когда малыш начнет ползать, хвалите его, кладите интересные игрушки чуть впереди, чтобы стимулировать ползти дальше. Не торопитесь ставить его на ножки – лучше пусть больше ползает и играет на полу, это отличная тренировка всего тела.

Не пропускайте этапы. Каждый навык должен закрепиться. Если ребенок уверенно переворачивается и ползает на животе, помогайте ему встать на четвереньки (например, подложив ладонь под ступни, чтобы он оттолкнулся ножками). Не сажайте и не ставьте малыша насильно, пока он сам не проявит готовность. Помните: сперва сидение и ползание, и только потом – вставание!

Игры на равновесие. Развивайте вестибулярный аппарат ребенка через игру. Аккуратно покачивайте его в разных положениях: на руках в позе «самолетика», на большом мяче (поддерживая за спинку), поворачивайте с боку на бок. Такие игры улучшают чувство баланса. Когда малыш начнет садиться и вставать, ему будет проще удерживать равновесие и меньше вероятность падений.

Чего следует избегать:

  • Ходунков и прыгунков до времени. Не спешите ставить малыша в ходунки. Без них можно прекрасно обойтись – ребенок рано или поздно научится ходить и без специальных приспособлений. Лучше пусть он лишний месяц поползает, чем будет кататься в ходунках, пропуская ползание. Если вы все же решили использовать ходунки или прыгунки, делайте это не раньше 8–9 месяцев и ограниченно по времени (10–15 минут в день под присмотром). Но лучшая альтернатива – предоставить ребенку простор на полу для самостоятельных попыток двигаться.

  • Ранних вертикализаторов. Различные приспособления типа детских мобильных прыгунков, упряжек для ходьбы и т.д. не должны использоваться раньше, чем ребенок научился уверенно сидеть и вставать у опоры. Избегайте ситуаций, когда ребенок долго находится вертикально, не умея при этом ни ползти, ни сидеть – это неестественно для его тела.

  • Поддержки подмышками при «ходьбе». Не держите малыша под мышки, пытаясь имитировать хождение, особенно в 4–6 месяцев. Такая поддержка дает ложную вертикальность: ребенок вроде бы стоит, но все делает за него взрослый. К тому же появляется нагрузка на плечевые суставы и шейку. Поднимать ребенка за подмышки вообще нежелательно – у малышей слабые связки, и можно легко потянуть плечики. Если очень хочется помочь стоять, лучше поддержите ребенка под грудью, крепко прижав его спинку к своему телу – так позвоночник будет более защищен. И все же, повторимся, пока малыш сам не встал, «обучать» ходьбе рано.

Когда начинать занятия? Если вы планируете курс массажа или гимнастики для малыша, оптимально начинать в возрасте 3–4 месяцев, когда кроха уже держит голову и идет активное развитие моторики. Многие приходят на первый профилактический массаж в 3 месяца – это помогает выявить особенности тонуса и задать правильный тон развитию.

Бобат-терапию применяют не только при особых показаниях (например, неврологических),но и небольших отставаний в моторном развитии и ее тоже начинают как можно раньше, чтобы не упустить время пластичности мозга. В любом случае, предварительно проконсультируйтесь с педиатром или физическим терапевтом – они оценят состояние ребенка и подберут подходящую нагрузку по возрасту.

Заключение: поддержка для вас и вашего малыша

На каждом этапе развития ваш малыш опирается на вашу любовь и поддержку. Не переживайте, если соседский ребенок уже пытается ходить, а ваш еще только ползает – это нормально. Доверьтесь природе и своему малышу: он обязательно встанет на ножки, когда будет к этому готов. А ваша задача – создать условия для безопасного и здорового развития.

Если у вас остались вопросы или хотите убедиться, что развитие идет правильно, обратитесь к нашим специалистам. В студии массажа Светланы Филяниной мы проведем мягкую диагностику моторного развития вашего малыша, проверим мышечный тонус, подвижность суставчиков. По результатам мы предложим индивидуальную программу: будь то укрепляющий массаж или советы по домашним упражнениям. Наш опыт работы с детьми (в том числе с самыми маленькими) помогает нам подобрать ключик к каждому крохе.

Мы всегда рады поддержать вашу семью на пути роста малыша. Приходите на диагностику или пробное индивидуальное занятие – в тёплой, доброжелательной атмосфере мы вместе позаботимся о здоровом развитии вашего ребенка. Вы получите не только профессиональную помощь, но и ценные знания, как заниматься с малышом дома. Пусть первые шаги вашего крохи будут сделаны тогда, когда он будет полностью готов – крепким, радостным и уверенным! Мы рядом, чтобы помочь в этом важном деле.
Блог студии массажа
    Записаться на прием со скидкой 10%
    Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
    4.9
    4.9
    4.8

    Наш рейтинг

    Особое внимание мы уделяем детям с особенностями развития. Для них наши специалисты используют специальные методы, которые помогают корректировать статические и моторные навыки. Мы понимаем, насколько важно родителям доверять профессионалам, и делаем всё возможное, чтобы оправдать это доверие. Каждый подход адаптирован под индивидуальные потребности ребенка, что позволяет достичь наилучших результатов.
    Светлана Филянина
    Руководитель студии. Специалист детского массажа, бобат-терапевт. Стаж работы 19 лет

    Новости студии

      Галерея