ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Режим работы: Пн-Сб с 09:00 до 21:00, выходной воскресенье
г. Красноярск, проспект Свободный 14
г.Красноярск, проспект Свободный, 14
Режим работы: Пн-Сб с 09-21.00, выходной воскресенье

Ребенок не ползает. Что делать?

Многие родители с нетерпением ждут момента, когда их малыш начнет переворачиваться и ползать. Это важные этапы развития, показывающие растущую силу и любознательность ребенка. Но что делать, если время идет, а ребенок не спешит ползать? В этой статье мы разберемся, когда дети обычно начинают переворачиваться и ползать, почему некоторые малыши могут задерживаться с ползанием и как могут помочь детский массаж и бобат-терапия. Вы узнаете, почему важно не ждать «пока само пройдет» и когда стоит обратиться к специалисту. Статья написана теплым, поддерживающим языком – мы хотим успокоить ваши волнения и поделиться экспертными советами.

Когда малыш начинает переворачиваться и ползать

Малыш осваивает навыки ползания в своем темпе. Каждый ребенок развивается индивидуально, но существуют общие ориентиры начала переворотов и ползания.

Первые навыки движения появляются уже в первые полгода жизни. Примерно в 3–5 месяцев большинство детей учатся переворачиваться с живота на спину и обратно. Сначала малыш может перевернуться только набок или со спины на бок, затем – с живота на спину, а чуть позже освоить переворот со спины на живот. К 5 месяцам ребенок обычно уже активно поворачивается в разные стороны, играя на коврике. В 6 месяцев многие малыши начинают пытаться подползать – например, лежа на животе, могут попеременно подтягиваться вперед или вбок, пробуя продвинуться к игрушке. Эти попытки еще не похожи на классическое ползание на четвереньках, но они показывают, что ребенок готовится к следующему этапу.

Полноценное ползание на четвереньках чаще всего начинается примерно в 6–9 месяцев жизни малыша. В районе 6-7 месяцев у детей обычно резко возрастает физическая активность: они учатся уверенно сидеть, стоять на четвереньках и раскачиваться вперед-назад, готовясь к ползанию. Многие дети начинают ползать около 7 месяца, однако разброс нормальных сроков довольно большой. Некоторые малыши начинают ползать только к 8–9 месяцам. Сначала дети осваивают перевороты, затем умеют вращаться на пузике вокруг своей оси, и лишь потом начинают пробовать ползти вперед.

Важно помнить, что каждый ребенок развивается в своем темпе. Если вашему малышу 6–7 месяцев и он еще не ползает самостоятельно, это не повод для паники. Многим детям требуется больше времени, и это нормально. Однако если ребенок значительно отстает от типичных сроков (например, к 8–9 месяцам совсем не пытается передвигаться и не встает на четвереньки) или вы чувствуете, что ему трудно даются движения, стоит разобраться в причинах и при необходимости помочь малышу. Рассмотрим основные факторы, которые могут влиять на задержку ползания.

Возможные причины, почему ребенок не ползает вовремя

Если ребенок не начинает ползать на четвереньках в ожидаемые сроки, на это могут влиять разные причины. Перечислим самые распространенные из них:

  • Мышечная слабость (гипотонус). У некоторых малышей от природы снижен мышечный тонус – их мышцы рыхлые, слабые. Таким «вялым» деткам сложнее удерживать свое тело и поднимать корпус. Например, чтобы начать ползать, ребенку нужно приподняться на руках. Если ручки слабые, малышу трудно оторвать грудь от пола. В норме опора на выпрямленные ручки появляется около 5–6 месяцев. Если к этому возрасту ребенок не может удерживаться на руках, ему потребуется дополнительная помощь и упражнения для укрепления мышц. Гипотонус часто проявляется и в целом более пассивным поведением малыша. Но хорошая новость в том, что с мышечной слабостью можно успешно работать с помощью  бобат-терапии или специальных упражнений – мышцы окрепнут, и ребенок наверстает навык ползания.

  • Повышенный тонус (гипертонус). Обратная ситуация – излишняя напряженность мышц. При гипертонусе малыш кажется очень крепким, напряженным: ручки и ножки тяжело сгибаются. Слишком высокий тонус может мешать движениям. Например, из-за гипертонуса в ножках ребенок не может достаточно согнуть их в коленях и встать на четвереньки. Он будто «стоит на носочках» даже ползая и не может координировать движение рук и ног. Гипертонус – частая причина задержки ползания. К счастью, детский массаж и специальные упражнения эффективно снижают избыточный тонус: расслабляют мышцы, улучшают их эластичность и помогают ребенку свободнее двигать руками и ногами.

  • Особенности развития ребенка. Каждый малыш уникален, и иногда позднее начало ползания объясняется индивидуальными особенностями. К примеру, недоношенные дети могут осваивать моторные навыки чуть позже сверстников (им нужно время догнать по мышечной силе и координации). Темперамент тоже играет роль: спокойный, флегматичный малыш может не торопиться ползать просто потому, что ему комфортно лежать и наблюдать за миром. Некоторые дети по натуре более созерцательны и осторожны, им требуется больше поощрения, чтобы начать двигаться. Вес ребенка влияет на физическую активность: пухленькому малышу объективно тяжелее поднять свое тельце и поползти, чем легкому. (В таких случаях врачи могут порекомендовать откорректировать питание.) Неврологические особенности также могут задерживать моторное развитие – например, при легкой степени мышечной дистонии или иных нарушениях нервной системы ребенку сложнее освоить новые движения. Как правило, педиатр и невролог отслеживают такие моменты на плановых осмотрах. Если у малыша есть медицинские причины задержки (проблемы с опорно-двигательным аппаратом, неврологические диагнозы и пр.), важно получить консультацию врача. Но даже при таких особенностях специализированная физическая реабилитация (массаж, бобат-терапия) способна значительно помочь ребенку развиваться максимально полно.

  • Недостаток возможностей и стимулов для движения. Порой причина кроется не в самом ребенке, а в окружении. Для того чтобы малыш начал ползать, ему нужно проводить достаточно времени на животе, тренируя мышцы. Если же ребенок часто лежит на спине или в ограниченном пространстве (например, его надолго оставляют в кроватке, манеже, качелях), он меньше упражняется и может позже начать ползать. Крохе банально негде проявить активность, если все время перед глазами только потолок или бортики кровати. Также важно, чтобы у малыша было достаточно пространства на полу – освобожденный от лишней мебели безопасный уголок, где он может пробовать двигаться. Если квартира тесная и заставлена, ребенку может быть некуда ползти. Отсутствие стимулов тоже играет роль: когда все любимые игрушки всегда находятся в прямой досягаемости или родители сразу подают все в руки, у малыша нет мотивации тянуться и перемещаться. Например, как только ребенку исполняется 7–8 месяцев, многие родители начинают держать его под мышки «на ножках» – и малыш привыкает вставать у опоры, вместо того чтобы ползти. Ходунки и раннее присаживание тоже могут снизить интерес к ползанию. Таким образом, отсутствие условий для свободного ползания и недостаток поощрения к этому занятию могут отсрочить навык. Решение простое: давать ребенку больше времени на полу, выкладывать интересные игрушки чуть вне досягаемости, самим присаживаться рядом и показывать пример игровым ползанием. Тогда малыш получит и пространство, и стимул к движению.

Мы перечислили основные причины. Чаще всего задержка ползания связана с мышечным тонусом (слабость или напряжение) и нехваткой практики. Со всеми этими моментами можно успешно работать. Главное – вовремя заметить, что ребенку требуется помощь, и обратиться к специалистам по детскому развитию. Расскажем, как именно массаж и бобат-терапия помогают малышу начать ползать.

Как помогут массаж  и бобат-терапия

Если вы чувствуете, что вашему малышу нужна поддержка в освоении навыков переворота или ползания, существуют специальные методы коррекции развития. В нашей студии мы комплексно подходим к таким ситуациям: подключаем детского массажиста, физического терапевта или бобат-терапевта. Эти специалисты мягко и профессионально помогают малышу окрепнуть и научиться новым движениям. Объясним суть каждого подхода.

  • Детский массаж. Массаж для малышей – это не просто поглаживания, а целенаправленная работа с мышцами и нервной системой ребенка. Опытный детский массажист сначала оценит мышечный тонус вашего малыша – есть ли напряженность (гипертонус) или слабость (гипотонус) – и подберет подходящую технику. При гипертонусе массаж включает расслабляющие движения: поглаживания и растирания, которые снимают спазм мышц и улучшают кровообращение. Малыш во время сеанса расслабляется, уходит скованность в ручках и ножках. Массаж улучшает приток крови к мышцам и головному мозгу, что стимулирует правильное развитие нервно-мышечных связей. Помимо влияния на мышцы, массаж благотворно действует на общее развитие ребенка: укрепляется иммунитет, улучшается сон, малыш получает тактильные ощущения, важные для его эмоционального комфорта. Курсы профессионального массажа часто приводят к тому, что ребенок буквально на глазах начинает активнее двигаться, с удовольствием переворачиваться и пробовать ползти. Это мягкий и приятный для малыша способ помощи.

  • Бобат-терапия. Это особый метод реабилитации, изначально разработанный для детей с неврологическими нарушениями, но прекрасно подходящий и для мягкой коррекции задержек моторного развития. Бобат-терапия – это нейро-развивающее лечение, которое помогает восстановить нормальный мышечный тонус и стимулировать формирование правильных движений. Проще говоря, бобат-терапевт с помощью определенных позиций тела и повторяющих движений тела включает нейронную связь обучая ребенка правильно двигаться. Конечная цель бобат-методики – чтобы малыш смог сформировать правильный двигательный навык и использовать его в повседневной жизни. Во время занятия бобат-терапией специалист поддерживает ребенка в различных положениях, которые побуждают совершать необходимые движения. Например, при гипертонусе терапевт поможет снизить напряжение, мягко сгибая и разгибая ручки-ножки в правильной последовательности. При слабости – наоборот, даст малышу ощутить опору ножками, побудит оттолкнуться. Особое внимание уделяется симметрии тела, балансу, координации левой и правой стороны. Занятия проходят в форме игры: терапевт привлекает внимание ребенка игрушкой, звуком, и в этот момент помогает выполнить нужное движение (скажем, перенести вес на одну руку и протянуть другую вперед). Многие родители отмечают, что после курса бобат-терапии их дети заметно лучше контролируют свое тело: начинают уверенно переворачиваться, ползти, быстрее осваивают сидение и ходьбу. Бобат-терапия часто применяется в комплексе с массажем для достижения оптимального результата. Благодаря такому подходу у ребенка нормализуется тонус, появляются правильные движения, и навык ползания формируется естественно и своевременно.

Мы в студии применяем все три подхода в зависимости от потребностей малыша. На первой встрече специалист внимательно осматривает ребенка: проверяет рефлексы, тонус, оценивает, какие навыки уже есть, а каких не хватает. Затем вместе с вами составляется индивидуальный план занятий. Обычно он включает курс массажа для нормализации тонуса, параллельно игры и специальные упражнения для укрепления мышц, а элементы бобат-терапии используются, чтобы направить малыша в правильную «колею» движений. Такой комплексный и при этом нежный подход дает отличные результаты. Ребенок чувствует поддержку, занимается с интересом – и довольно скоро делает свой первый самостоятельный «рывок» вперед. А родители учатся понимать потребности своего малыша и продолжать помогать ему дома через игру и прикосновения.

Почему важно не ждать и обратиться вовремя

Иногда родители надеются, что ребенок «перерастет» проблему и начнет ползать сам, пусть с опозданием. Действительно, если задержка небольшая, многое может наверстать естественным образом. Но важно трезво оценивать ситуацию: если видите, что в 7–9 месяцев малыш даже не пытается встать на четвереньки или у него явные трудности с движением, лучше проконсультироваться со специалистом. Раннее вмешательство помогает предотвратить дальнейшие задержки развития.

Помните, что ползание – это не просто этап перед ходьбой, а очень ценный навык сам по себе. Ползание на четвереньках развивает мышцы всего тела, чувство равновесия, навык пространственной ориентации, самостоятельность, а также работу головного мозга за счет координации правой и левой стороны тела. Иными словами, пока малыш ползает, у него укрепляются плечи и спинка (что потом пригодится для правильной осанки при ходьбе), формируются связи между полушариями мозга (это основа для будущих навыков письма, речи, мышления), тренируется вестибулярный аппарат. Если же ребенок минует стадию ползания или осваивает ее поздно, он может лишиться части этих полезных «тренировок». Поэтому, если ползание задерживается, важно помочь малышу вовремя, а не откладывать до тех пор, когда проблема станет более явной.

Кроме того, некоторые причины, тормозящие развитие (например, сильный гипертонус или выраженная гипотония мышц), сами по себе не исчезнут без помощи. Массаж, гимнастика, физическая терапия в раннем возрасте гораздо эффективнее, чем позже, потому что организм грудничка очень восприимчив к корректирующим воздействиям. Проще говоря, за 2-3 недели занятий с 7–9 -месячным малышом можно полностью устранить небольшое отставание в моторике – и ребенок дальше будет развиваться по возрасту. Если же ждать до года и позже, наверстывать навыки будет труднее: ребенок уже привыкнет обходиться без ползания, мышцы окрепнут неравномерно, могут сформироваться неправильные двигательные стереотипы (например, ходьба на носочках при неубранном гипертонусе). Поэтому педиатры и специалисты по реабилитации всегда подчеркивают: лучше начать заниматься чуть раньше, чем упустить оптимальный момент.

Наконец, даже если вам кажется, что «ну поползет позже, не страшно», задумайтесь о комфорте самого малыша. Зачастую дети, которые не умеют ползать, начинают фрустрировать: они хотят достать игрушку или добраться до мамы, а у них не получается – и они плачут, больше просятся на ручки. Вы можете облегчить жизнь своему малышу, немного ему помогая в развитии. Поверьте, радость на лице крохи, который вдруг понял, что может самостоятельно доползти до интересного предмета, – бесценна! Это укрепляет его уверенность в себе и любознательность.

Вы – заботливые родители, раз читаете эти строки и переживаете о развитии своего ребенка. И ваша забота уже делает многое. Если вас беспокоит, что малыш не ползает, не стесняйтесь обратиться за профессиональным советом. Иногда достаточно одной консультации, где специалист развеет ваши тревоги и подскажет несколько игр для стимуляции ползания. А если потребуется курс занятий, то чем раньше вы его начнете, тем быстрее и легче ребенок освоит новые навыки.

В нашей студии детского массажа Светланы Филяниной мы всегда рады помочь вам и вашему малышу. Мы бережно проведем диагностику моторного развития ребенка: проверим тонус, рефлексы, оценим умения. После этого подробно расскажем, как можно улучшить ситуацию – будь то курс массажа, занятия ЛФК или бобат-терапия. Вы получите поддерживающие рекомендации именно для вашего малыша. Не ждите, пока “само пройдет” – запишитесь на диагностику или индивидуальное занятие уже сейчас, чтобы подарить ребенку возможность радостно двигаться и познавать мир. Мы поможем вашему малышу сделать первые шаги – пусть пока на четвереньках, но такие важные для его здорового и счастливого развития!

Совместными усилиями мы преодолеем любые трудности, и ваш ребенок обязательно поползет – в свое время и с улыбкой. Обращайтесь, мы рядом и готовы поддержать вашу семью на этом этапе роста. Пусть каждый новый навык дается малышу с радостью, а вы будете уверены, что выбрали для него лучшее!

‍Берегите вашего малыша, верьте в него – и он обязательно вас порадует своими успехами!
Блог студии массажа
    Записаться на прием со скидкой 10%
    Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
    4.9
    4.9
    4.8

    Наш рейтинг

    Особое внимание мы уделяем детям с особенностями развития. Для них наши специалисты используют специальные методы, которые помогают корректировать статические и моторные навыки. Мы понимаем, насколько важно родителям доверять профессионалам, и делаем всё возможное, чтобы оправдать это доверие. Каждый подход адаптирован под индивидуальные потребности ребенка, что позволяет достичь наилучших результатов.
    Светлана Филянина
    Руководитель студии. Специалист детского массажа, бобат-терапевт. Стаж работы 19 лет

    Новости студии

      Галерея