ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Режим работы: Пн-Сб с 09:00 до 21:00, выходной воскресенье
г. Красноярск, проспект Свободный 14
г.Красноярск, проспект Свободный, 14
Режим работы: Пн-Сб с 09-21.00, выходной воскресенье

Когда малыш начнет сидеть: руководство для заботливых родителей

Дорогие родители, период от рождения до первого года жизни вашего малыша наполнен удивительными открытиями и стремительным развитием. Каждый новый навык, будь то первая улыбка или первые шаги, вызывает у вас чувство гордости и радости. Одним из важных этапов в этом развитии является умение сидеть. Многие родители с нетерпением ждут, когда их малыш сможет самостоятельно сидеть, чтобы исследовать мир вокруг себя с новой перспективы. В этой статье мы, специалисты студии массажа Светланы Филяниной, расскажем вам о нормах развития этого навыка у детей в возрасте 3–6 месяцев, обсудим возможные причины задержки и объясним, как наши специалисты могут помочь вашему малышу достичь этой важной вехи.
1. Когда малыш начнет сидеть? Нормы развития.

Умение садиться и сидеть — это не одномоментное событие, а результат постепенного развития силы и координации мышц шеи, спины, живота и бедер. Обычно этот навык проходит несколько этапов, прежде чем малыш сможет уверенно сидеть самостоятельно.

Типичный возраст для самостоятельного сидения : Большинство детей начинают развивать навыки для сидения в возрасте от 6–8 месяцев.

Для вашего удобства мы подготовили таблицу, отображающую основные этапы развития навыка сидения:

Этап развития

Типичный возраст

Контроль головы (уверенно держит голову)

Около 4 месяцев

Сидение с поддержкой (опирается на подушки)

4–6 месяцев

Сидение «на треноге» (опирается на ручки)

Около 4–6 месяцев

Непродолжительное сидение без поддержки

5–9 месяцев

Уверенное сидение без поддержки (несколько минут)

6–9 месяцев

Самостоятельное принятие сидячего положения

Около 9 месяцев

Процесс развития навыка сидения является последовательным и включает несколько стадий, начиная с контроля головы и постепенно переходя в четвереньки, а с четверенек к самостоятельному сидению. Понимание этой поэтапности помогает родителям адекватно оценивать развитие своего малыша и замечать его маленькие победы.

Интересно отметить, что способность удерживать ровно спину и пытаться сидеть часто совпадает с готовностью ребенка к введению прикорма, однако этот вопрос всегда следует обсуждать с педиатром или с физическим терапевтом ( ребенка можно присаживать после положительного теста на сидение) . Сидение в вертикальном положении обеспечивате безопасное глотание .

  • Индивидуальные различия: Важно помнить, что каждый ребенок развивается в своем собственном темпе. Как и взрослые, дети осваивают новые навыки с разной скоростью. Существует широкий диапазон ( коридор) нормы для достижения различных этапов развития. То, что один малыш делает в четыре месяца, другой, абсолютно здоровый, может сделать в пять или даже шесть месяцев. Достижение этого этапа раньше или позже указанного срока обычно не является поводом для беспокойства. Недоношенные дети могут достигать этих этапов несколько позже, чем их сверстники, рожденные в срок. Их развитие часто оценивается с учетом скорректированного возраста (возраста от предполагаемой даты родов). Сравнение развития вашего малыша с другими детьми может вызвать излишнее беспокойство. Сосредоточьтесь на индивидуальном прогрессе вашего ребенка. Каждый ребенок имеет свой собственный ритм развития, обусловленный генетикой, окружающей средой и темпераментом.

  • Предпосылки для сидения: Развитие хорошего контроля головы и шеи является первым и важнейшим шагом на пути к сидению. Без крепких мышц шеи, способных удерживать голову, сидение в вертикальном положении невозможно. Малышу также необходимо развить силу мышц туловища, спины и косых мышц . Эти мышцы обеспечивают стабильность, необходимую для поддержания сидячего положения. Умение переворачиваться является еще одним важным навыком-предшественником, который помогает укрепить необходимые мышцы. Перевороты тренируют мышцы корпуса и спины. Попытки приподняться на ручках во время выкладывания на животик также укрепляют мышцы верхней части тела, необходимые для сидения. Развитие двигательных навыков происходит по принципу «сверху вниз».
2. Почему малыш 3–6 месяцев может еще не сидеть? Возможные причины.

Если ваш малыш в возрасте 8-9 месяцев еще не садится и не сидит самостоятельно и даже не делает попыток нужно обязательно обратиться к физическому терапевту чтобы выяснить причину. Существуют некоторые возможные причины, которые могут влиять на скорость освоения этого навыка.

  • Мышечная слабость: Низкий мышечный тонус, или гипотония, может затруднить развитие силы, необходимой для сидения. Представьте, как сложно поднять тяжелый предмет со слабыми мышцами. У детей с гипотонией мышцы могут казаться вялыми или «как тряпичные» при прикосновении. Гипотония может быть вызвана различными факторами, включая генетические нарушения (например, синдром Дауна), преждевременное рождение или нарушения центральной нервной системы. В некоторых случаях причина может оставаться неизвестной (доброкачественная врожденная гипотония). Важно отметить, что сама по себе гипотония не является инвалидностью, но основное заболевание может ею быть. Дети с гипотонией могут достигать этапов моторного развития, включая сидение, медленнее.Хотя некоторая мышечная слабость может пройти с возрастом, стойкая слабость, задерживающая развитие, требует консультации специалиста.

  • Гипертонус: Повышенный мышечный тонус, или гипертонус, также может влиять на способность ребенка сидеть, делая его мышцы скованными и трудными для движения. Эта скованность может ограничивать диапазон движений, необходимых для сидения. Дети с гипертонусом могут казаться напряженными и иметь ограниченную амплитуду движений. Гипертонус может быть вызван повреждением головного или спинного мозга, иногда в результате родовых травм или таких состояний, как детский церебральный паралич. Скованность в шее, спине или бедрах может затруднить принятие и поддержание сидячего положения. Наблюдение за признаками скованности или ригидности в движениях ребенка важно для раннего выявления возможного гипертонуса.

  • Особенности развития: Как мы уже упоминали, временные рамки для достижения различных этапов развития могут значительно отличаться. Возможно, ваш малыш сейчас сосредоточен на развитии других навыков, таких как мелкая моторика или когнитивные функции. Некоторым детям просто требуется немного больше времени, чтобы развить необходимую координацию и равновесие для сидения. Ребенок, рано научившийся переворачиваться, может потратить больше времени на освоение сидения, и наоборот. Родителям следует оценивать общее развитие ребенка, а не фокусироваться исключительно на одном навыке.

  • Недостаток физических стимулов: Достаточное количество времени, проведенного на полу, имеет решающее значение для развития мышц и координации, необходимых для сидения и других моторных навыков. Особенно важно выкладывание на животик , которое укрепляет мышцы шеи, спины и корпуса, необходимые для сидения. Недостаток времени, проведенного на животике, может привести к задержке моторного развития. Ограниченные возможности для движения и исследования могут замедлить физическое развитие ребенка. Чрезмерное использование детских приспособлений, ограничивающих движение (таких как шезлонги или сиденья), может также задержать освоение моторных навыков. Поощрение активных игр на полу и минимизация времени, проведенного в ограничивающих движение приспособлениях, крайне важны для здорового моторного развития.
3. Как мы можем помочь? Роль специалистов.

В студии массажа Светланы Филяниной работает команда опытных специалистов, которые могут оказать квалифицированную помощь вашему малышу в освоении навыка сидения и других важных этапов развития.

  • Массажист: Детский массаж обладает множеством преимуществ при сильном гипертонусе. Он обеспечивает сенсорную стимуляцию, улучшает осознание тела и способствует расслаблению и гибкости мышц. Массаж может помочь улучшить мышечный тонус, который является основой для развития силы, необходимой для сидения.

  • Бобат-терапевт: Бобат-терапия, или нейроразвивающая терапия (NDT), представляет собой специализированный подход, используемый для коррекции нейромоторных нарушений и улучшения двигательных функций у детей с задержками развития. Бобат-терапевт использует специальные техники работы с телом и позиционирование, чтобы нормализовать мышечный тонус, подавить примитивные рефлексы и способствовать формированию правильных двигательных паттернов, необходимых для сидения. Этот вид терапии особенно эффективен для детей с такими состояниями, как детский церебральный паралич или другие неврологические нарушения, влияющие на моторное развитие. Бобат-терапия предлагает целостный и индивидуальный подход к решению сложных двигательных задач и помогает детям достигать таких важных этапов развития, как сидение.
4. Не ждите, пока "само пройдет"! Важность своевременной консультации.

Задержка в развитии навыка сидения у малыша может вызывать беспокойство у родителей. Важно понимать, что раннее выявление любых задержек в моторном развитии имеет решающее значение для обеспечения оптимального развития вашего ребенка.

  • Раннее выявление задержек: Раннее вмешательство позволяет максимально использовать потенциал развития ребенка. Мозг ребенка наиболее восприимчив к обучению в ранние годы. Своевременное обращение за помощью к специалистам может значительно улучшить результаты. Даже незначительные задержки в освоении моторных навыков могут иметь последствия в более позднем возрасте.

  • Выявление основных причин: Задержка в развитии моторных навыков иногда может быть ранним признаком таких состояний, как детский церебральный паралич или другие нервно-мышечные нарушения. Ранняя диагностика позволяет своевременно начать лечение и коррекцию этих состояний. Потеря уже приобретенных моторных навыков всегда должна вызывать беспокойство и служить поводом для немедленной консультации.

  • Спокойствие родителей: Обращение за квалифицированной помощью может помочь развеять родительские тревоги и внести ясность в вопросе развития ребенка. Специалисты могут успокоить вас, если развитие находится в пределах нормы, или предоставить рекомендации и поддержку, если необходимо вмешательство. Открытое общение с медицинскими работниками имеет жизненно важное значение для решения родительских проблем и обеспечения надлежащего ухода за ребенком.
5. Первый шаг к здоровому развитию вашего малыша.

Если вас беспокоит, что ваш малыш в возрасте с 8 до 9 месяцев еще не освоил самостоятельное сидение, мы приглашаем вас на диагностическую консультацию в студию массажа Светланы Филяниной. Наши опытные массажисты, Бобат-терапевты , реабилитологи и физический терапевт ъпроведут тщательную оценку развития вашего ребенка и помогут определить возможные причины задержки. Мы разработаем индивидуальный план поддержки, который поможет вашему малышу укрепить необходимые мышцы, улучшить координацию и успешно освоить навык сидения.

Помните, что раннее обращение за помощью — это проявление вашей заботы и любви к своему ребенку. Не ждите, пока «само пройдет»! Своевременная консультация позволит выявить проблему на ранней стадии и предпринять необходимые меры для здорового и гармоничного развития вашего малыша.
Блог студии массажа
    Записаться на прием со скидкой 10%
    Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
    4.9
    4.9
    4.8

    Наш рейтинг

    Особое внимание мы уделяем детям с особенностями развития. Для них наши специалисты используют специальные методы, которые помогают корректировать статические и моторные навыки. Мы понимаем, насколько важно родителям доверять профессионалам, и делаем всё возможное, чтобы оправдать это доверие. Каждый подход адаптирован под индивидуальные потребности ребенка, что позволяет достичь наилучших результатов.
    Светлана Филянина
    Руководитель студии. Специалист детского массажа, бобат-терапевт. Стаж работы 19 лет

    Новости студии

      Галерея

      Записаться на прием со скидкой 10%
      Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
      4.9
      4.9
      4.8

      Наш рейтинг

      Особое внимание мы уделяем детям с особенностями развития. Для них наши специалисты используют специальные методы, которые помогают корректировать статические и моторные навыки. Мы понимаем, насколько важно родителям доверять профессионалам, и делаем всё возможное, чтобы оправдать это доверие. Каждый подход адаптирован под индивидуальные потребности ребенка, что позволяет достичь наилучших результатов.
      Светлана Филянина
      Руководитель студии. Специалист детского массажа, бобат-терапевт. Стаж работы 19 лет

      Новости студии

        Галерея